Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Святыня Щегловского монастыря

25 января Православная Церковь славит икону Богородицы «Млекопитательница». Первообраз пребывает на Афоне в Хиландарском монастыре. Однако и в России всегда почитали эту икону Божией Матери, и ее святые списки известны были и у нас. Один из них находится в Туле в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском монастыре, главный храм которого, единственный в России, назван в честь иконы Богородицы «Млекопитательница».

1.jpg
Икона Божией Матери «Млекопитательница»

В середине XIX века – в 1848 году – прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию с Афона схимонахом Ильинского скита Игнатием.

Будущий основатель Богородичного Щегловского монастыря в Туле преподобный Варсонофий, тогда еще Василий Иванович Макарухин[1], родом из первопрестольной, сорока трех лет от роду поклонился этой святой иконе в Москве, где она пребывала два месяца.

В то время в России уже почитали образ «Млекопитательница». Это отразил в своих произведениях духовный поэт Федор Глинка, современник Макарухина. Он написал поэму «Таинственная капля» – о чуде исцеления целебным млеком.

Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы Василий Макарухин получил укрепление в вере. Тогда и задумал он употребить все свое большое состояние на богоугодное дело – построить монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Чудо этого выбора совершилось в сердце Василия Макарухина «в тихом веянии хлада тонка».

Закладка храма состоялась в мае 1860 года, а 8 сентября 1864 года он уже был освящен во имя иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Очень скоро после освящения храма, в мае 1865 года тульское городское общество решило ходатайствовать об устроении Богородичного монастыря в Щеглове. В одно время с ходатайством тульских граждан последовало и ходатайство Василия Ивановича Макарухина, причем он прямо и определенно предлагал значительную сумму денег.

2.JPG
Преподобный Варсонофий

А в следующем году было решено ходатайствовать об основании монастыря в память чудесного спасения жизни Государя императора Александра Николаевича от покушения на него 4 апреля 1866 года. В июне 1868 года император утвердил определение Святейшего Синода: «на изложенных в нем основаниях и на всеподданнейшем докладе о сем всемилостивейше соизволил собственноручно написать: "Согласен и благодарит"»[2].

Учреждение Богородичного монастыря, во славу Божию, на радость строителя и благотворителя его, а также к истинному утешению и всех граждан Тулы, совершилось. На иконе «Млекопитательница», помещенной в главном храме обители, написано: «Сей святой образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужской монастырь, что в Щеглове, 1859 года июня 29 дня». Икона эта благоговейно почиталась в народе.

Употребив на строительство и благоустройство монастыря колоссальный по тем временам капитал в полмиллиона рублей, ктитор также пожертвовал новой обители свою прекрасную библиотеку и коллекцию старинных икон. В 1879 году он окончательно переехал жить в Тулу, в основанный им монастырь. В построенной деревянной келье благодетель прожил одиннадцать лет. Ранней весной 1890 года Василий Иванович принял монашеский постриг, после чего 22 апреля последовало значительное ухудшение его здоровья. На следующий день он причастился Святых Христовых Таин, и над ним было совершено таинство Елеосвящения. Затем подвижник благочестия принял великую схиму с наречением имени в честь Варсонофия Великого. С этого времени он всецело предался молитве, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин. 26 апреля схимонах Варсонофий тихо и блаженно почил о Господе.

В ХХ столетии духовная жизнь обители оборвалась. Весной 1922 года монахов разогнали, церковную утварь вывезли.

3.JPG
Богородичный Щегловский мужской монастырь

Старинный образ Божией Матери «Млекопитательница», что был написан в 1859 году и установлен у Царских врат, был утрачен в смутные годы. Еще один образ XIX века Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» был перенесен одним из насельников монастыря иеромонахом Варсонофием в храм святого великомученика Димитрия Солунского. Этот храм закрылся перед самой войной и был открыт в 1946 году. Икона Богородицы «Млекопитательница» была сохранена настоятелями, а когда пришло время, образ передали возрожденному монастырю. Теперь святыня пребывает в храме преподобного Никандра, где проходят богослужения.

Чудотворения от этой иконы случались в храме великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и продолжаются сейчас. Чаще всего за помощью к ней приходят молодые матери и те, кто собирается родить.

Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Млекопитательница» утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года.

В заключение нашего рассказа приведем несколько случаев помощи Божией после молитв к этому чудному образу Богоматери.

Медики не поверили

«Братия Щегловской обители готовились к участию в московской православной выставке-ярмарке. Взяли книги, иконы, номера газеты об обители, буклеты. Возле иконы Божией Матери "Млекопитательница" освятили упаковки с сухариками. И уехали в Москву.

Среди посетителей выставки-ярмарки оказалась женщина, дочь которой живет в Италии. Она вышла замуж за предпринимателя-итальянца, с мужем живет дружно, у него свое дело, есть у них хороший дом. Недавно дочь родила, но вот беда: нет у дочери молока для младенца. К каким только врачам ни обращались! В том числе и к знаменитым в этой области медицины. Никто не может этому горю помочь...

Женщина увидела икону Богородицы "Млекопитательница", расспросила о ней, потом купила и икону, и сухарики – несколько пакетиков. Объяснила: родственница не сегодня-завтра уезжает в Италию, с ней передадут икону и сухарики, чтобы дочь молилась Божией Матери, просила о помощи перед иконой Божией Матери "Млекопитательница". Так и было сделано. Отправила эти сухарики.

Все это было в первый день православной ярмарки, а всего она длилась восемь дней. Где-то под конец пребывания делегации монастыря на православной выставке-ярмарке бежит эта женщина, находит игумена отца Филарета, помощника наместника Максима, спрашивает у них:

– Сухарики остались? Покупаю все.

Они сразу не поняли. "А что такое?"

– Давайте, сколько у вас осталось? Только 8–10 пакетиков? Все забираю!

Рассказывает:

– Ребеночек родился. Проходит день, два, три, нет молока. Всех врачей обошли. Получила дочь из России икону Божией Матери "Млекопитательница". Слезно помолилась перед ней, высказала просьбу о грудном молоке, просила не ради себя, а ради своего дитя. Покушала эти сухарики. Верьте не верьте, на другой день у дочери появилось молоко.

4.JPG
Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Медики не поверили. Кормящая мать пришла в больницу, а врач ей говорит:

– У вас этого не может быть. Железы не расположены давать молоко.

А молоко появилось! И младенец питался грудным материнским молоком!»

Чаша для Причастия младенцев

Чудо произошло в обители. Один состоятельный человек решил исправить свою жизнь. Первый брак у него был без венчания. Семейная жизнь в том первом гражданском браке не сложилась, и прихожанин решил создать христианскую семью. Встретил молодую женщину, полюбил ее. После исповеди и причастия в московском храме молодые обручились, затем обвенчались.

Супруге тоже было в чем каяться: до брака она работала в шоу-бизнесе, конечно, жила не по-христиански, посты не соблюдала, была невоздержанна, грешила, детей в утробе не сохранила. Господь пробудил ее совесть, пришла она к искреннему покаянию и, как муж, тоже решила исправить свою жизнь.

Приехали в Тулу, стали жить-поживать да добра наживать. Решили родить дитя. Уже пора: ей 28 лет, ему 34 года. Люди довольно состоятельные. Но вот живут полгода, ничего нет, год – ничего нет. Полтора года – детей нет. Пошел третий год…

5.JPG
А. Карташов. «Венчание»

С его возможностями и ее связями в Москве обошли всех врачей, более-менее знатных-уважаемых. Так ничего и не получается. Нет ребенка, не может она его зачать. Врачи говорят: много сделали абортов, сделали то не так, другое.

Молодой муж знал, что в Щегловской обители есть чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», перед которой молятся при семейных неурядицах, бесплодии. Но не придавал этому значения. А тут вспомнил. Приходит к наместнику отцу Клавдиану, просит о помощи.

– Примите, пожалуйста, мою жену.

Она приехала, состоялся серьезный разговор. Потом отец Михаил совершил таинство Исповеди. Она покаялась в своих поступках, не совсем нравственных, мягко говоря. Отслужили молебен перед иконой Богородицы «Млекопитательница» с чтением акафиста. Потом батюшка совершил елеопомазание от лампадки, что перед иконой. И дал женщине пузырек с елеем с собой. Она взяла домой иконочку, елей.

Это было в дни Великого поста.

И вот где-то после Троицы в обитель прибегает счастливый муж:

– Батюшка, жена забеременела! Мы – к врачам, те в недоумении. Нам нужно поблагодарить Божию Матерь!

Семья приехала в обитель, и бабушка с ними. Молились они возле иконы Божией Матери «Млекопитательница», и тут счастливого супруга Господь вразумил, какой-то дар нужно сделать монастырю.

А в обители не было детской чаши для причащения младенцев. Он поехал в Москву, приобрел детскую чашу. И пожертвовал в обитель.

Возможно, и для того, чтобы его дитя в будущем причащалось из этой чаши.

Батюшка, двойня!

Это чудо произошло после искреннего покаяния. В семье военнослужащего не было детей. Муж и жена сначала для себя решили пожить, потом отдавали все свое время карьере: муж дослужился до крупного чина, жена слыла хорошим специалистом в управлении одного из крупных заводов. Занялись они и житейским обустройством, все ждали: вот-вот квартиру дадут, не придется скитаться по общежитиям да снимать жилье. Потом начали новую квартиру обставлять. Потом спохватились, что годы уходят, а детей нет. Так и выяснилось, что рожать уже поздно. Врачи предупредили чету о возможных последствиях, не советовали в сорок лет идти на такой рискованный шаг. Прямо сказали, что женщина по медицинским показаниям зачать не сможет.

И семья словно смысл жизни потеряла: карьера построена, дом – полная чаша, а радости нет. Муж начал косо на жену поглядывать, у нее сомнения в своем счастье появились. Пожалела женщина, что так неразумно потратила молодые годы. Стала терзаться, искать выход из положения.

Как-то в разговоре с людьми она узнала, что есть в Щегловской обители чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Женщина приехала, нашла наместника отца Клавдиана, попросила ее выслушать. Рассказала о своем горе и о большом желании родить дитя.

6.JPG
Архимандрит Клавдиан (Ларьков)

– Батюшка, что делать, я не знаю. Конечно, я к врачам обращалась, сказали мне: «Поздно», но мне ребенка хочется, да и муж не так на меня смотрит.

По совету наместника она постояла в храме на богослужении, исповедалась, причастилась, в голос рыдала перед иконой, плакала. Просила у Богородицы дитя. И все устроилось милостию Божией. Прошло где-то полгода после этого. Женщина радостная приехала в обитель. Рассказывает: «Батюшка, двойня! Делали УЗИ, увидели – двойня. Врачи обещают, что помогут».

В голос рыдала перед иконой. Просила у Богородицы дитя. И все устроилось милостию Божией

К этому добавим, что в России известно множество чудес исцеления от чудотворных списков иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Несколько супружеских пар были бездетными многие годы и, согласно приговору врачей, были обречены на бездетность, однако по молитве у иконы «Млекопитательница» всем им Господь даровал исцеление от бесплодия.

Следует заметить, что все они – местные жители, о которых сарафанному радио известна вся подноготная. Знают люди и об исцелениях нескольких онкологических больных, также местных жителей. Известны два случая исцелений детей местных врачей. В обоих случаях родители письменно зафиксировали факт использования всех возможных медицинских средств и их безрезультатность для лечения[3]. О сколь чудны дела Твои, Господи!


[1] Варсонофий (Макарухин; 1805–1890) Щегловский, Тульский – схимонах, преподобный.

[2] Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь // Щегловский благовест: Спецвыпуск. № 4 (15). Тула, 2005. С. 11.

[3] В статье использованы материалы журнала «Щегловский благовест»: Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь. Спецвыпуск. № 4 (15). Тула, 2005. С. 29–31.

Светлана Рыбакова 23 января 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить