Когда музыка становится молитвой

Преподаватель кафедры хорового дирижирования Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского Анастасия Зеленская управляет хором храма священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье уже 20 лет и считает, что Господь доверил ей сложное и ответственное послушание, но исполняет она его с радостью и любовью.

1 (2).jpg
Анастасия Зеленская

– Анастасия Александровна, Вы – регент церковного хора, но также знаю, что Вы – человек искусства. Как получилось, что Ваша жизнь столь тесно связана с музыкой?

– Я профессиональный музыкант. Окончила с отличием Московскую Государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в 2003 году по специальности дирижер академического хора, хормейстер, преподаватель. Почти 25 лет занимаюсь преподавательской деятельностью в Московском музыкально-педагогическом колледже, где являюсь художественным руководителем студенческого хора. С хором мы много концертируем: участвуем в городских праздничных мероприятиях, в благотворительных концертах, выступаем в лучших залах Москвы, на хоровых конкурсах и фестивалях.

Вот уже 20 лет я работаю артистом Академического большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением народного артиста России, профессора Льва Конторовича. Для меня это бесценно, так как мы выступаем с такими выдающимися музыкантами современности, как Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Валерий Гергиев. Мы неоднократно принимали участие в торжественной церемонии по случаю инаугурации Президента Российской Федерации.

Мой опыт работы позволяет мне быть членом жюри на многих музыкальных конкурсах. С 2024 года я являюсь преподавателем кафедры хорового дирижирования в Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Любовь к музыке для меня – естественное состояние. Я выросла в семье музыканта. Мой папа окончил ГИТИС, он замечательный актер и певец. Моя бабушка в детские и юношеские годы пела в ансамбле Центрального дома детей железнодорожников под управлением Семена Дунаевского, во время Великой Отечественной войны была в эвакуации с этим коллективом. Война помешала моему дедушке окончить образование в Московской консерватории по классу скрипки. Я с детства уже представляла свою профессию. И, конечно, огромное влияние на меня оказали мои педагоги, талантливые музыканты, преданные хоровому искусству.

– Сейчас Вы регент в огромном храме в центре Москвы. Так сложились обстоятельства или Вы всегда хотели петь в церковном хоре?

– Начиная со студенческих лет, еще в музыкальном училище, я всегда мечтала стать регентом. Любовь к духовной музыке прививалась мне с детства, поскольку семейные традиции были связаны с церковным пением. Моя прабабушка с 13 лет до глубокой старости пела в Богоявленском соборе в Елохове в хоре под управлением известного церковного музыканта и композитора Владимира Комарова. Мой папа около 20 лет пел в храмах Москвы, из них 12 лет в Новодевичьем монастыре при Патриархах Пимене и Алексии II.

Любовь к духовной музыке прививалась мне с детства

Желание было настолько велико, что, когда в 2002 году от духовника моей лучшей подруги поступило предложение создать хор в храме священномученика Климента, папы Римского, и попробовать свои силы в качестве руководителя этого хора, я не раздумывая согласилась. В тот период шла огромная работа по освобождению храма от книжного хранилища фондов Ленинской библиотеки. Каждую среду и воскресенье на протяжении трех лет мы служили молебны на улице перед входом в храм, не пропустив ни одного раза. Мы пели под дождем, в жару, в 30-градусный мороз, поскольку храм был закрыт. Много усилий потребовалось для того, чтобы первая торжественная служба состоялась в Знаменском приделе 13 марта 2005 года, в день Торжества Православия.

– Получается, в этом году у Вас круглая дата?

– Действительно, в 2025 году я отмечаю двадцатилетие регентской деятельности, двадцатилетие служения в этом прекрасном храме. Хор храма всегда был представлен квартетом, состоящим из певцов, высоких профессионалов своего дела. Потрясающая акустика храма позволяет нам малыми силами наполнить разнообразием музыкальных красок этот огромный величественный собор. Наш квартет с большим успехом выступал в Каннах, нам стоя рукоплескал зал кафедрального собора святого Мартина в Братиславе. Мы пели на открытии православных выставок, в музеях, принимали участие в важных православных мероприятиях в Храме Христа Спасителя. Некоторые выступления были на правительственном уровне.

– Ваша светская деятельность не мешает Вам нести певческое послушание в храме?

– Моя светская музыкальная деятельность всесторонне помогает мне в работе с церковным хором, потому что истоки русской музыкальной культуры неразрывно связаны с духовным наследием великих русских композиторов. Выдающиеся музыкальные деятели, композиторы, хоровые дирижеры преподавали в Синодальном училище церковного пения. Это А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин, Н. С. Голованов, П. Г. Чесноков, В. С. Калинников. Известно, что Сергей Рахманинов написал для Синодального хора «Всенощное бдение», первое исполнение которого состоялось в 1915 году. Все это говорит об уровне хоровой культуры ХIX–XX веков. Весь цвет музыкантов Синодального училища стал профессурой Московской консерватории. Будучи воспитанной в традициях Московской консерватории, я, безусловно, исполняю на богослужениях произведения этих великих композиторов.

2 (2).jpg

– А какова, на Ваш взгляд, роль регента в жизни церковного хора?

– Она очень важна. Регент создает атмосферу богослужения. Хорошее пение оказывает сильное впечатление от службы на прихожан. Регент должен быть музыкантом и высоко духовным человеком. Многие выдающиеся музыканты современности говорят, что дирижер – это духовная профессия. Она требует глубоких познаний в искусстве, в психологии. Регент – это не просто руководитель хора. За всей его многозадачностью должен стоять прежде всего дирижер – музыкант с большой буквы. Выучить последование службы, вовремя дать ауфтакт, задать темп может любой. А вот умению извлекать из душ певцов музыку можно так и не научиться за всю жизнь. Недостаточно воспроизвести ноты, это еще не музыка. Идея дирижера, которую он выражает руками, должна пройти через всех исполнителей и дойти до сердца каждого прихожанина. Это очень сложный процесс, поэтому личность регента должна иметь большое музыкальное и духовное наполнение. В наши дни есть возможность получить образование на регентских курсах в короткий срок. И это очень хорошо. В стране открывается много новых храмов. Но мое глубокое убеждение: надо много учиться, надо много знать и уметь, надо трудиться, чтобы стать хорошим регентом.

Регент создает атмосферу богослужения

– Что, на Ваш взгляд, делает церковное пение уникальным?

– Любая музыка оказывает влияние на эмоциональное состояние человека, а в сочетании со словом особенно. Церковное пение уникально своими текстами. В отличие от просто музыкального искусства, это прежде всего великое средство общения с Богом в каждом песнопении, поэтому хоровое церковное пение имеет очень большую силу и воздействие.

– Как Вы считаете, изменилось ли отношение к церковному пению и хоровой музыке в современном обществе?

– За последние годы прослеживается повышение профессионального уровня хоров в храмах, что не может не вызывать отклик в сердцах людей. Широко развивается концертная деятельность хоровых коллективов храмов. Это популяризирует церковную музыку. И я считаю это очень важным моментом. На богослужении пение должно быть высокого уровня, потому что именно через красивое пение многие люди приходят к молитве и вере. И такие случаи мне тоже известны.

– Как Вы выбираете репертуар для хора и какие факторы учитываете при этом?

– Как я уже ранее говорила, всегда исполняю на богослужениях песнопения композиторов Синодальной школы. Все эти произведения отличаются особой глубиной, красотой и духовной наполненностью. Но нынешнее время требует постоянного развития и в церковной музыке тоже, поэтому я фрагментарно включаю также интересные сочинения современных композиторов. Главное, чтобы все песнопения соединялись между собой в рамках музыкальности и были в одном стиле. Интересно, что исполнение новых произведений не оставляет безразличными прихожан храма. Ко мне часто подходят после богослужения и спрашивают: а что сегодня звучало? И я очень благодарна нашему и. о. настоятеля протоиерею Алексею Марченко, обладающему абсолютным слухом и тонким музыкальным вкусом, за поддержку и доверие в этом.

– А какие музыкальные традиции Вы считаете наиболее важными для вашего хора? Почему?

– В традициях нашего хора, прежде всего, спокойное, мягкое молитвенное пение, в меру эмоциональное, точно соответствующее авторскому тексту, замыслу композитора. Пение в храме не терпит суеты, не допускает формальности и безразличия. Певчие должны осознавать смысл исполняемых текстов. Это музыка сердца, души. Мой опыт позволяет мне сформировать глубокое убеждение, что пение на богослужении должно быть умиротворяющим, создающим атмосферу мира и тишины, а не концертным, демонстрирующим вокальные данные. Но при этом динамичным и ни в коем случае не унылым.

Пение в храме не терпит суеты, не допускает формальности и безразличия

Музыка – это контраст. И достаточно выполнить все указания автора в нотах, касающиеся динамики, темпа, штрихов, и сразу все станет естественным и ясным, потому что душа должна на молитве как скорбеть, так и радоваться и ликовать. При всей мягкости звучания я обращаю внимание на четкое произнесение текста при исполнении стихир, которые являются важным моментом, символизирующим суть дня. Здесь я использую особый прием – вокальный читок, которому, к сожалению, мало кто из регентов уделяет внимание. Как правило, стихиры пропеваются быстро и небрежно.

Я часто вспоминаю слова известного регента Николая Гергиевского, который в последние годы жизни был прихожанином нашего храма, – «Береги читок, его почти уничтожили».

3 (1).jpg

– Важно ли, чтобы люди, поющие в церковном хоре, были верующими или на качество пения это не влияет?

– Да, важно. К сожалению, это отражается в звуке. Да и атмосфера на клиросе совершенно особая, если певцы осознают, для чего они сюда пришли, и с большим пониманием и чувством исполняют то или иное сочинение. Но я знаю много примеров, когда абсолютно светский человек приходил в хор ради заработка и именно через хоровое пение в церкви приобретал понимание и веру.

– Что делать, если надо петь, а сил нет?

– Иногда приходишь на службу совершенно без сил под воздействием всех насущных проблем. Но как только начинается богослужение, после первого же возгласа откуда-то берутся силы и ты забываешь про свою усталость. А если ты еще поешь с близкими по духу людьми, единомышленниками, то сил прибавляется еще больше.

– Вам удается молиться во время управления хором?

– Конечно, ибо само по себе исполнение духовных песнопений – это и есть молитва, молитва от всей души. Без этого не может звучать никакой хор. Как говорит великий дирижер Владимир Теодорович Спиваков, «творчество от слова "Творец"». Без Бога не будет иметь смысла ни одно музыкальное произведение: будь то звучание симфонического оркестра, большого академического хора или маленького квартета.

И как сказал Иосиф Бродский:

Каждый пред Богом наг.
Жалок, наг и убог.
В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог.

Беседовал диакон Сергий Архутич

Анастасия Зеленская 14 сентября 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить