«Не медлите, други, разрешите все спорные вопросы мирными постановлениями» +АУДИО

Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

«Не медлите, други, разрешите все спорные вопросы мирными постановлениями». Проповедь иеромонаха Филарета (Трунина). (Продолжительность 00:05:42 мин, размер 3,92 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Православная Церковь вспоминает отцов I Вселенского Собора. Местом проведения был назначен небольшой город Никея, находящийся в Малой Азии, рядом со старой императорской резиденцией в Никомидии. 

1, превью (3).jpg

Никейский собор 325 года. Византийская фреска в базилике Святого Николая в Демре, Турция

В конце 324 года – начале 325 года император Константин направил приглашение епископам христианской Церкви прибыть на Собор. Участников доставляли в Никею на экипажах государственной почты и на кораблях за государственный счет. Тогда насчитывалось около 2000 епископских кафедр на Востоке и на Западе империи. По разным данным, число прибывших на собор – от 250 до 300 с лишним участников. Вместе с Константином Великим присутствовала императорская свита. Разные регионы империи на Соборе были представлены неравномерно. Больше было епископов с Востока, меньше – с Запада. 

Но по богословским воззрениям участники Собора разделялись на несколько групп. Одну представляли твердые приверженцы Святого Предания и хорошо образованные богословы: святители Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Осия Кордубский, Афанасий Александрийский (был тогда еще диаконом, но участвовал в заседаниях Собора).

Также в Никею приехал и Арий с своими единомышленниками: епископом Евсевием Никомидийским, Феоном Мармарийским и Секундом Толимоидским. Особую позицию занимал последовательный оригенист Евсевий Кесарийский.

20 мая участники Собора съехались в Никомидию. Соборные заседания проходили в помещении императорского дворца. Император Константин 14 июня открыл соборные заседания. От лица епископов императора приветствовал епископ Евстафий Антиохийский. Открывая Собор, император произнес речь на латинском языке. Он говорил, что внутренний раздор в Церкви для него страшнее и тягостнее всякой войны: «Не медлите, други, рассмотрите причины вашего раздора и разрешите все спорные вопросы мирными постановлениями». Почетное председательство на Соборе принадлежало императору, а в его отсутствие председательствовал епископ Кордубский Осия. 

Не медлите, други, рассмотрите причины вашего раздора и разрешите все спорные вопросы мирными постановлениями

Главной темой обсуждения стало учение Ария. На Соборе удалось подписать Символ веры, хотя и не все были согласны с ним. Сам император прибавил к нему слово «Единосущный», потому что оно самым точным образом выражало отношение Сына Божия к Отцу. Принятие этого слова делало Символ веры абсолютно несовместимым с арианским учением. Так был составлен знаменитый никейский Символ веры, который содержится в православном изложении веры тринитарного догмата.

Арий, отвергший Символ веры, был анафематствован персонально. Помимо осуждения Арии, Собор рассмотрел дела, связанные с мелетянским расколом. Епископа Мелетия оставили в городе, но почислили за штат.

Следующей темой рассмотрения на Соборе был вопрос о времени празднования Пасхи. В разных Церквах самый главный праздник христиане праздновали в разное время. Основной вопрос сводился к тому, допустимо ли праздновать христианскую Пасху до иудейской. Текст Соборного постановления не сохранился, но косвенное решение Собора гласило, что воспрещается праздновать Пасху вместе или раньше иудейской Пасхи. При праздновании Пасхи следует руководствоваться тремя принципами: полнолуние, равноденствие и воскресение.

2 (23).jpg
Император Константин. Фреска Собора
Святой Софии

Собор также занимался вопросами церковной дисциплины и принял 20 канонов. Первое правило устанавливает относительное пребывание в священном сане скопцов. Решили, что тех, кто сам себя оскопил, исключить из клира, которые же оскоплены от варвар или господ, тех оставить. 

Второе правило декларирует недопустимость поставления неофитов в епископы и пресвитеры. 

Третье и семнадцатое правило указывает на образ жизни клириков: не держать в своих домах посторонних женщин, запрещается лихоимство и ростовщичество. 

Четвертое и шестое правила устанавливают порядок поставления епископов. 

Восьмое и девятое правила устанавливают порядок присоединения к Православной Церкви клириков и мирян из ереси и расколов и так далее.

Собор был закрыт 25 августа. В этот день император Константин устроил для участников Собора прием, приуроченный к 20-летию своего правления Римской империей, о котором Евсевий Кесарийский писал, что это было событие выше всякого описания. Этот Собор, созванный святым императором Константином в Никее, вошел в историю Церкви как I Вселенский Собор. С тех пор состоялось еще шесть таких же Соборов, на которых Православная Церковь усваивает самый высокий авторитет среди всех семи Вселенских Соборов. Самым значимым по своим последствиям, определившим ход церковной истории, стал именно этот – Первый Никейский.

Обратимся же к святым отцам I Вселенского Собора: «Святые отцы, молите Бога о нас». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить