Не всё то, что блестит, – это Христос. Часть 2

Часть 1. 
Преподобный Порфирий говорит о своих старцах: «Они учили меня не словами, а только своим поведением. В Православии мы не учимся на словах. Я все узнал в житиях святых и патериках. Святые Отцы не шантажировали Бога такими словами как: «Дай мне, Господи, то или дай мне это. Я сделаю это, чтобы Ты дал мне то и то, я буду поститься, чтобы вылечиться от своей болезни». Преподобный старец говорит: «Святые отцы не искали харизмы. И я никогда не гнался за харизмой. Я только искал Христовой любви. Ничего больше. Господь дал мне харизму, чтобы я стал добрее».

Преподобный Паисий Святогорец
Святой Иоанн Лествичник говорит нечто очень важное: «Все это (то есть если ты хочешь иметь добродетели, ищешь харизму, хочешь увидеть сверхъестественные явления и так далее) скрывает в себе и много тщеславия. Я видел тщеславного человека, который, показывая, что он верующий, в действительности оказался великим идолослужителем». Здесь мы подходим к словам: не все то, что блестит, – это Христос. По мнению святого Иоанна Лествичника, человек может внешне казаться верующим – ходит в церковь, слушает проповеди, читает духовные книги, делает поклоны, молится с четками, – но в действительности является тщеславным человеком и идолослужителем. Почему преподобный Иоанн так определяет его и что означает «идолослужитель»? Идолослужитель – это человек, который делает то, что подпитывает его эго, чтобы почувствовать себя хорошо, чтобы почувствовать себя успешным. В сущности, существует не только светский, но и церковный успех. Не только светские люди имеют надменные помыслы и тщеславие, но и некоторые церковные люди. Те, о которых мы сейчас ведем речь. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Потому что они верят в себя». Понимаете? Они верят в себя и делают все, чтобы построить свой профиль.

Святые говорят уникальные вещи, но мы читаем и обращаем внимание только на то, что нам выгодно. Например, согласно словам преподобного Паисия Святогорца, «некоторые люди могут иметь много добродетелей, но они не для Божьей славы и Церкви, а для того, чтобы защитить свое эго. Речь идет о том, что они делают все это только для того, чтобы почувствовать себя успешными, важными, то, о чем мы говорили выше. Вы видели хвастунов, которые выглядят так, словно они поднялись на пятнадцать ступеней выше других? Они чувствуют себя святыми и успешными людьми, потому что они живут в девстве, аскетизме, у них есть какой-то старец, а не приходской священник. И они ведут себя невероятно хвастливо, словно все остальные люди являются ничтожеством». По этому поводу святой Иоанн также говорит, что они могут иметь некоторые добродетели, но используют их для своего эго. И святой Паисий продолжает: «Они не используют их как дорогу, как каналы к тайне Божьей любви».

В Церкви мы должны понимать, что не существует ничего нашего. Когда Бог дает тебе добродетель, то Он дает ее тебе не для того, чтобы ты стал эгоистичным или тщеславным, а для того, чтобы помочь тебе, чтобы духовно утешить тебя, а ты, в свою очередь, должен принять ее на службу Церкви. Чтобы передать полученный талант, а не создавать свой индивидуальный профиль. Он не дает тебе добродетель молитвы для того, чтобы гордиться тем, что ты великий богомолец; Он не дает тебе дар прозорливости для того, чтобы ты говорил, что видишь будущее, и чтобы все приходили к тебе, аплодировали и говорили, что ты великий святой и старец. Господь дает тебе все эти харизмы для того, чтобы утверждать Тело Церкви, потому что один будет благодетелем, другой будет утешать людей, третий будет иметь талант красноречия, четвертый посвятит себя дьяконии, но вместе мы утверждаем Тело Церкви и Христа. Повторяю еще раз – Господь дает нам добродетели не для построения своего личного профиля, а для того, чтобы делиться ими и строить Тело Церкви. 

Бог дает добродетель, чтобы духовно утешить тебя, а ты должен передать полученный талант

В последние годы наблюдается широко распространенное заблуждение, что дары Святого Духа – это только прозорливость и пророчество. Поэтому мы все спешим, чтобы найти какого-то прозорливого старца, который бы поведал нам о нашем будущем. Знаете ли вы, что ежедневно многие люди обращаются ко мне с просьбой помочь им? Как вы думаете, о какой помощи они просят меня? «Батюшка, подскажите мне, есть ли еще сегодня в Греции прозорливый старец, с которым я мог бы встретиться и пообщаться?»

Вот о чем они просят меня. А что говорят святые? Я расскажу вам, что они говорят. Но позвольте мне сначала напомнить вам слова преподобного Паисия Святогорца. Когда он стал известным и многие люди приходили к нему, он расстраивался. Он расстраивался, потому что знал, что все приходили к нему, чтобы он предсказывал им будущее, а не как вначале, когда к нему люди приходили и искали от него помощи. И тогда его сердце разбивалось на тысячи осколков, как он сам говорил, чтобы помогать людям. Преподобный Паисий не спал и страдал только ради того, чтобы услышать их горе, и уделял им необходимое время, которое иногда даже измерялось несколькими часами. Однажды к нему пришел один известный университетский профессор, богослов, и преподобный старец сказал ему: 

– О дитя мое, что я могу тебе сказать, ты знаешь, все здесь смотрят на меня, как на медвежатника.

– На какого медвежатника, геронда?

– На медвежатника, который заставляет медведя выступить, так и я себя чувствую – как будто я должен организовать выступление. Словно я цыганка, которая умеет гадать на картах.

Преподобный Паисий расстраивался, ему не нравилось, потому что все приходили к нему, чтобы он пророчествовал им: «Однажды я приехал в одно село. Как только я остановил машину, ко мне подошел мужчина, упал передо мной на колени и поклонился мне. Я сказал себе: «Какие благочестивые люди здесь живут!»

– Я слушаю вас, дитя мое? – спросил я этого человека.

Как только он встал с колен, то посмотрел мне в глаза и сказал: 

– Батюшка, назовите мне три числа!

– Что ты собираешься с ними делать?

Пообщавшись с ним, я узнал, что когда он встречал священника, то просил его назвать ему три числа. Он играл с ними в лотерею, в спортлото.

Но давайте вернемся к преподобному старцу Паисию – он очень расстраивался ожиданиям людей. Святой Иоанн Лествичник учит нас, что мы должны искать не людей, которые будут нам предсказывать будущее, а Божьих людей, у которых есть любовь и смирение. Мы забыли про эти харизмы. Плодами Святого Духа являются любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, вера, кротость, воздержание. Мы не читаем Евангелие и поэтому не знаем его. Не то же самое ли говорит святой апостол Павел: «Если я увижу ангелов, буду пророчествовать и иметь видения, но если у меня нет любви, то я ничто» (см.: 1 Кор. 13:2). 

Но мы ищем такие вещи, мы стремимся их найти – кто что сказал, когда произойдет одно событие, когда произойдет другое событие. Это нас воодушевляет. 

Может ли кто-то воскликнуть: 

– Вы знаете, я знаю геронду с невероятным смирением! 

Или сказать: 

– Этот человек такой простодушный.

А может ли кто-то сказать: 

– Какая прекрасная улыбка у этого человека! В нем есть много радости, в нем присутствует Бог. Какую сильную веру и человеколюбие имеет этот человек! 

Мы забыли об этих вещах, мы отвергаем их. Какая рассудительность! Произносит ли кто-то такие слова? Кто-то говорит: 

– Я ходил к одному духовнику! 

И мы сразу спрашиваем его: 

– Что он сказал тебе? И мне надо пойти к нему. Посмотрим, что он скажет мне? 

К сожалению, мы до этого дошли. Это наш духовный уровень, очень низкий (поверхностный) уровень, который не является уровнем святых.

Наш духовный уровень очень поверхностный, он не является уровнем святых

Часто мы сами удивляемся некоторым людям и говорим: 

– Посмотрите, этот человек очень спокойный, очень добрый, сдержанный!

Но святой Иоанн восхищался не столько дарами, которыми обладает человек по своей природе, сколько дарами, исходящими от Святого Духа, за которые человек борется. То есть люди, сдержанные от природы, не борются за эту добродетель. Такими они родились. Им нравится одиночество, они склонны к безмолвной жизни, им многого не нужно… Это не патологическое состояние, у них нет психологических проблем. Просто одни люди более склонны к уединению, они устают от множества социальных контактов; другие – кроткие по натуре. Вы встречали людей, которых ничто не смущает. Их дом рушится, но это их не расстраивает. Однако они не завоевали это спокойствие. Обратите внимание на то, что это не дар Святого Духа, они за него не боролись, не прилагали для этого усилий. Они просто рождены такими – тихими, спокойными, уравновешенными…

Я не люблю летать в самолетах, но что поделаешь, мне иногда приходится это делать. Я сажусь в самолет и совершаю крестное знамение. Проблема в том, что я священник, и все думают, что я бесстрашный. Во время турбулентности все смотрят на меня. Видимо, они говорят себе, что я их утешу, понимаете? Однажды произошла продолжительная задержка полета самолета. В аэропорту плакала одна женщина. Я не знал причину ее грустного состояния. Разумеется, когда я узнал, что будет задержка полета, то и меня ожидание начало угнетать. Я тяжело переношу такие ситуации. Я хочу как можно быстрее улететь и добраться до нужной точки, потому что я боюсь летать, не могу терпеть полеты на самолетах. Пассажиры поняли, что я иерей. Среди них были плачущая женщина и ее муж. Он подошел ко мне и сказал: 

– Батюшка, я хочу вас о чем-то попросить! 

– Да, я слушаю вас.

И он попросил меня: 

– Моя жена очень боится летать в самолетах, и я хочу попросить, чтобы вы подошли к ней и утешили ее.

– И вы ради этого пришли ко мне? 

– Да, батюшка, вы это сможете сделать!

– Хорошо. Если вы так думаете, я сейчас подойду к вашей супруге и попробую утешить ее!

Я подошел к ней, сел рядом с женщиной и сказал ей:

– Не бойтесь, дитя мое, все будет хорошо. Полет будет безопасным, не бойтесь! – Но что-то во мне заставило меня почувствовать себя еще хуже.

Я вспоминаю, как однажды, только мы сели в самолет, раздался внезапный шум, все освещение погасло, и нам сказали, чтобы мы вышли из самолета, потому что произошла поломка электроники и что необходимо восстановить ее. Мы вышли из самолета. Ждали около тридцати минут. Люди запаниковали. Когда пришло время лететь, ко мне подошли две-три женщины и спросили меня: 

– Батюшка, можно вас спросить, мы полетим в одном и том же самолете?

Я совсем не думал об этом, но ответил: 

– Когда вы это сказали, то я задумался, но не вижу, чтобы подавали другой самолет. Значит, мы полетим в одном и том же самолете!

И они четко произнесли: 

– Батюшка, если мы полетим в одном и том же самолете, то мы ничего не боимся!

Я дополнительно их успокоил: 

– Не бойтесь! Все будет хорошо!  Все пройдет отлично. Полет будет прекрасным!

Как это всегда бывает – ну, что делать? Когда ты не решаешь какую-то проблему, Господь постоянно преподносит  тебе ее, пока  не решишь ее.

В другой раз в самолете моей спутницей была женщина из Финляндии, которая жила в Греции. Она не была гречанкой, но очень любила Грецию. У меня есть привычка, когда я лечу в самолете, всегда спрашивать соседа по полету, не боится ли он летать? Эта женщина сказала мне: 

– Я совсем не боюсь лететь в самолете.

– Прекрасно! – воскликнул я.

Мы говорили о страхе, и она сказала мне, что ей не знакомо это чувство. Тем не менее, я спросил ее, чего она боится, потому что я не мог поверить в то, что слышал. Она сказала мне, что, единственно, боится только того, чтобы что-то плохое не случилось с ее детьми. И она даже рассказала мне о своих болезнях. Такова природа у этой женщины – она ​​не боится, она не боролась за это качество. Просто  такой она родилась.

Святой Иоанн говорил, что есть люди, чья природа является их противником, и поэтому они заставляют себя приобретать добродетели.

Есть люди, чья природа является их противником, и поэтому они заставляют себя приобретать добродетели

Как мы видим, один рождается и испытывает страхи. Второй – меланхолик, третий не очень сдержанный человек. Люди бывают разные. Но те из нас, кто борется против своей природы, хотя и иногда будет побежден (святой Иоанн Лествичник соглашается с тем, что иногда такие люди духовно падают из-за своих страстей), достойны высокой оценки. Они борются со своими призраками, со своими тенями. Святой Иоанн им больше радуется, чем рожденным без страха. Так что не чувствуйте себя виноватыми, потому что то немногое, что мы делаем, Господь принимает как нечто большое.

Однажды, когда я был семинаристом, нас привезли к преподобному Паисию на Афон, в его келью, чтобы он поговорил с нами. Наш учитель попросил его:

– Геронда, эти дети – семинаристы, они могут стать и клириками, расскажите им что-нибудь.

А он ответил:

– Ну, что им рассказать… съешьте по кусочку рахат-лукума, выпейте воды. Я не знаю, что  могу рассказать вам.

В какой-то момент он вдохновился и начал рассказывать нам о молитве, о чистоте, плотской чистоте, о воздержании. Я вспоминаю его рассказ об одном 17–18-летнем юноше, который поехал работать на один остров с множеством туристов. В отеле, где он работал, юноша получил очень настойчивое сексуальное предложение. Хотя он был молод, он очень сильно воспротивился. И что произошло? Вечером он увидел нетварный свет – свет, которого некоторые монахи на Афоне, «иссохшие» в результате молитв с четками, постов и бдений, никогда не видели. А этот юноша увидел его. И таким чудесам нет счета. Ты не знаешь, когда это произойдет – оно может произойти от одного твоего простого движения. Поэтому не отчаивайся! 

– А если я духовно упаду? – спрашиваешь ты меня. 

Да, мы можем духовно упасть. 

– Я нервный человек, – говорит другой человек, – я не могу контролировать свои нервы. 

Да, такова его природа – он нервничает, злится. Другой не перестает говорить – этому человеку необходимо приложить усилие, чтобы он успокоился, замолчал, боролся, и таким образом он освятит себя. Вы знаете святого Нектария Эгинского? Это святой, который больше всех слышал о себе плохих вещей. Что только не пережил этот человек! До сих пор в судебной палате в Пиреи хранятся досье с лжесвидетельствами, клеветой и обвинениями против него. Неужели этот святой не злился, не гневался?! Неужели у него не было души, не было крови? Были, но что он сделал? Во имя Христа он молчал, во имя Христа он прощал людям. Потому что у него была любовь. Таким образом, когда ты полагаешь даже небольшое усилие, к тебе приходит благодать, наполняет тебя, и ты испытываешь такое спокойствие и благословение, что осознаешь это как небесное переживание.

Когда ты полагаешь даже небольшое усилие, к тебе приходит благодать

Святой Иоанн Лествичник говорил: «Не все, что блестит, – это Христос, потому что мы часто облачаем свои пороки в добродетели». Мы должны быть осторожными, потому что часто за одной из наших предполагаемых добродетелей скрывается страсть. То есть мы можем притворяться исповедниками и зилотами, но за этим скрывается агрессия, мы можем притвориться страннолюбивыми, но за этим стоит чревоугодие. Мы можем притворяться милосердными людьми, но за этим скрывается эгоизм. Вот почему святой Иоанн Лествичник признан великим анатомом души, и во Франции в течение многих лет читают его книгу и используют ее в исследованиях, которые проводятся в психиатрических школах и психоаналитических группах. Такой глубокий смысл имеют его тексты.

В заключение можно повторить слова святого Иоанна о том, что не все, что светит, – это Христос. Нам необходимо глубже заглянуть в себя и найти свою истину и в то же время понять, что добродетели даются нам не для того, чтобы мы гордились и прославляли себя, или чтобы стали эгоистичными и строили свой профиль, а чтобы делились ими с людьми. Когда Господь дает добродетель святому человеку, знаете ли вы, что Он делает с ним? Он смиряется, потому что знает, что святой этого не заслуживает. Например, Он дает ему спокойствие. Кто сегодня говорит об этой добродетели?! Никто. А спокойствие – это великая харизма. Никто не может отнять спокойствие из сердца человека, даже когда на улице настоящий хаос. Господь дал вам эту харизму, а что вы говорите: 

– Согласно тому, какой я есть, тому, что я делал и делаю, я этого не заслуживаю.

Добродетель смиряет духовно здорового человека

Добродетель смиряет духовно здорового человека. И он понимает: 

– У меня есть добродетель, и я поделюсь ею со своим братом.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Источник: сайт Богоносци

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить