Подлинность опыта современного христианина. Часть 3

Часть 2

Каковы характерные черты подлинного христианского опыта? Мы можем начать с рассмотрения окончания первой главы Евангелия от Иоанна, раздела о призвании учеников. Этот отрывок представляет особый интерес, потому что это образ того, как Христос призывает каждого христианина по отдельности. И того, что, в конечном счете, благодать и любовь Бога предлагают нам в Церкви как в ковчеге спасения.

В этом конкретном отрывке сделано три призыва, три приглашения трем ученикам. Один – апостолу Андрею, второй – Филиппу, а третий – Нафанаилу.

Вначале все трое отвечают на призыв с большим духовным энтузиазмом. Андрей говорит: Мы нашли Мессию (Ин. 1:41); Филипп побежал к Нафанаилу и сказал: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе, и пророки, Иисуса (Ин. 1: 45); а Нафанаил обратился к Господу и сказал: Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев (Ин. 41:49).

Первая узнаваемая черта подлинного опыта это ощущение призыва Бога и спонтанный ответ на него, что принадлежит бесхитростному элементу души. Немедленно, прямо, без раздумий, колебаний и объяснений душа узнает божественную Личность и откликается на ее призыв. Господь сказал про Нафанаила: Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1:47). В нем нет лукавства, недоумения, путаницы, сложности. Доминирующими чертами в сердце Нафанаила были чистота и простота.

Христианская жизнь – это не личное открытие или выбор, но смелый ответ на божественный призыв. Это не образ жизни, а состояние благодати. Такая жизнь не производит хороших людей с надлежащими критериями и хорошими характерами, но является доказательством любви Бога к нам и нашей божественной судьбы.

Согласно богослужебным дополнениям к празднику святого Андрея, эти спонтанные духовные всплески являются результатом муки души и ожидания Его присутствия. Они подводят нас к двум дополнительным характеристикам. Во-первых, это болезненное желание, тоска по Богу, чувство потребности в Нем. Во-вторых, ожидание пришествия Господа и Его посещения.

Эта душевная боль, внутреннее стремление и глубокое, сокровенное ожидание, алкание души, постоянная готовность к пришествию и посещению Господа с целью изменить нашу душу, войти в нашу жизнь, меняет, трансформирует и обновляет характеристики нашей собственной жизни, специфические черты нашей личности. Такие моменты являются доказательством подлинного христианского опыта. 

Здесь стоит отметить, что горение апостолов было не просто выражением радости и удивления или доброй воли, но имело черты великого исповедания веры, которое Церковь держит в своих руках как сокровище. Они с самого начала признали Иисуса Богом: Андрей – мессией; Филипп – тем, о котором писали Моисей и пророки; Нафанаил встретил Его как Сына Бога живого, как Его Помазанника.

И не только это. Они пошли еще дальше: поделились верой с людьми из своего круга. Они немедленно распространили благую весть и предали ее гласности. Андрей привел Петра к Иисусу; Филипп сказал Нафанаилу: Приди и виждь (Ин. 1:46), приди и попробуй сам. Эта особенность делиться сокровищем любви к Богу, которая исходит из нас и выражается как самое нежное и чудесное выражение нашей любви к другим, является еще одной узнаваемой характеристикой подлинного христианского опыта.

Мы закончим еще одной такой характеристикой: готовностью страдать. Все эти ученики приняли мученическую смерть. Они запечатлели свой призыв кровавым мученичеством. Они проявили стойкость. Их начало было легким, когда они получили весть и приглашение Господа, и конец их был таким же: они с радостью пролили за Него свою кровь. Они отдали Ему свою жизнь и так же легко, как они следовали за Ним в Его земном служении, так же охотно сопровождали Его в Его Царство, навсегда соединившись с Ним.

Подлинность переживания не отождествляется с каким-либо грандиозным выражением, какой-либо преувеличенной сенсационностью, внезапным шоком, удивлением или мирским восхищением. Христианский опыт мистичен, он глубок и внутренен. 

Опыт хананеянки, которая согласилась с тем, что Господь сравнивает ее с собакой, Закхея, публично признавшего свои проступки, и кровоточивой – всё это примеры подлинности. На этих людей никто не обращал внимания. Даже ученики. Но Господь услышал хананеянку, минуя при этом учеников. Он сам увидел и позвал Закхея. Он почувствовал прикосновение кровоточивой. Подлинный опыт убедителен даже в самых сложных и тяжелых обстоятельствах. Он привлекает к себе взор Бога, Который замечает людей, даже если они скрыты толпой, безразличием мира или собственной незначительностью.

Истинный христианин находится в безопасности, ничего не боится, легко доверяет, сочувствует, понимает и излучает уверенность и чистоту души.

Перевела с английского Александра Калиновская
сайт Рemptousia

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить