Заметка про Рождественский Сочельник

«Царство Твое – Царство всех веков» (из стихиры Рождества Христова). Это Царство приблизилось к нам, для всех нас родился Царь, Который принес спасение всем людям. Он родился в убогой пещере, однако с Его приходом мир очень сильно изменился. Явился Свет. Идя к Нему, можно выйти из мрака, в котором мир находился до пришествия Младенца Иисуса.

Именно поэтому праздник Рождества Христова занимает особое место в церковном году, а значит, имеет и богослужение, отличающее его от других праздников. Иногда его называют «зимней Пасхой», так как по своему смыслу праздник Рождества, как и Пасха, имеет значение не только торжества Воскресения или Воплощения Сына Божия, но и Его умаления (κένωσις – опустошение, истощение). Ведь Иисус Христос уничижил [εκένωσεν] Себя Самого, приняв образ раба (см.: Фил. 2: 7).

В связи с этим Церковь со временем увеличила изначально короткий Рождественский пост до сорока дней, приблизив его по продолжительности к Святой Четыредесятнице (Великому посту). Как во время Великого поста ожидание Воскресения начинает возрастать, напоминая нам о конечной цели поста, так и в течение Рождественского поста мы слышим песнопения, готовящие нас к празднику.

Два предшествующие Рождеству воскресенья посвящены воспоминанию предков Иисуса Христа по плоти и других ветхозаветных праведников (см. предыдущую статью автора). Последние же пять дней, предшествующие празднику, являются днями предпразднства[1] и имеют черты богослужений Страстной седмицы.

Главная особенность – пение канонов, составленных по образцу канонов Страстной седмицы. Только во время Страстной седмицы они поются на утрени, а в предрождественские дни – на повечерии. К сожалению, не во всех приходах совершается малое повечерие в эти дни, так что иногда эти каноны либо опускаются, либо присоединяются к канонам утрени.

Главная особенность – пение канонов, составленных по образцу канонов Страстной седмицы

В Великий Понедельник и Великий Вторник полагаются трипеснец и двупеснец[2] соответственно. 2 января на повечерии поются как раз такие трипеснец «Непроходимое волнящееся море» и двупеснец «Велению мучителеву», которые составлены по образцу канонов Великого Понедельника и Великого Вторника. 3 января исполняется трипеснец, подражающий трипеснцу Великой Среды: «На камени мя веры утвердив». 4 января исполняется полный канон «Сеченое сечется море Чермное», как в Великий Четверг, 5 января – трипеснец «К Тебе утренюю», как на утрени Великой Пятницы и, наконец, 6 января полагается канон «Волною морскою», как в Великую Субботу.

В этих канонах подчеркивается умаление Иисуса Христа (рождение во плоти, в пещере, гонение от Ирода и т. д.), как и каноны Страстной седмицы отражают события, предшествующие Воскресению Спасителя. Сами эти каноны должны исполняться торжественно, хотя по своему смыслу они скорее умилительные, с оттенком легкой грусти, но в то же время в них есть и радость ожидания Спасителя мира.

Расположение служб Сочельника

В контексте уподобления богослужений предрождественских дней предпасхальным нужно рассматривать и богослужение Сочельника, 6 января, который соответствует Великой Субботе, кануну Пасхи. Однако здесь есть свои особенности, а именно два варианта расположения служб в последние дни перед праздником Рождества и в сам праздник. А зависит все от того, на какой день недели придется праздник Рождества Христова.

Если он приходится на дни со вторника по субботу, а Сочельник соответственно – на дни с понедельника по пятницу, то службы будут совершаться по первому варианту (Вариант 1). Если Рождество приходится на воскресенье или понедельник, а Сочельник на субботу или воскресенье, то будет второй вариант служб (Вариант 2):

Вариант 1

5 января вечером: вечерня, малое повечерие и утреня Сочельника.

6 января утром: Великие (Царские) часы. Великая вечерня с Литургией свт. Василия Великого (первая служба праздника Рождества Христова), славление.

6 января вечером: Всенощное бдение (великое повечерие, лития и утреня).

7 января ночью или утром: часы и Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Вариант 2

4 или 5 января (пятница) утром: Великие (Царские) часы. Литургия при этом не совершается.

5 января вечером: вечерня, малое повечерие и утреня Сочельника или воскресное всенощное бдение с некоторыми особенностями.

6 января утром: обычные часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста. Отдельно после Литургии служится великая вечерня Рождества Христова и славление.

6 января вечером: Всенощное бдение (великое повечерие, лития и утреня).

7 января ночью или утром: часы и Литургия свт. Василия Великого.

Дело в том, что сам по себе Сочельник (Навечерие), как и Великая Суббота, является строгим постным днем в уподобление строгому предпасхальному посту (полное воздержание от пищи в Великую Пятницу и Великую Субботу). Поэтому Литургии в Сочельник не полагается, а с утра должны совершаться Великие (Царские) часы, которые уподобляются таким же часам Великой Пятницы. А уже днем около 13 часов полагается совершение торжественной вечерни самого праздника Рождества Христова с Литургией святителя Василия Великого (первая праздничная Литургия). При этом именно она является главной и более торжественной.

На практике во всех храмах в настоящее время все эти службы совершаются подряд утром в Навечерие 6 января: после Царских часов сразу совершается вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Вторая праздничная Литургия (святителя Иоанна Златоуста) совершается уже 7 января.

Однако ситуация меняется во втором варианте, в том случае, если Рождество Христово выпадает на воскресенье или понедельник, а Сочельник – на субботу или воскресенье. Дело в том, что суббота и воскресенье исключают строгий пост, а значит, и отсутствие Литургии. А это значит, что первый вариант служб неприемлем в связи с отсутствием Литургии Сочельника. В связи с этим Великие (Царские) часы переносятся на пятницу. При этом в пятницу Литургия не совершается, что еще более уподобляет этот день Великой Пятнице. В Сочельник же с утра служатся обычные (3-й и 6-й) часы и Литургия святителя Иоанна Златоуста в связи с тем, что в таком случае Сочельник имеет свою Литургию. Как и в другие дни церковного года, это Литургия святителя Иоанна Златоуста.

В таком случае отдельно, позже в этот день должна совершаться великая вечерня самого праздника Рождества Христова (на практике она совершается сразу после окончания Литургии). А в сам день праздника, 7 января, совершается Литургия святителя Василия Великого. Таким образом, мы видим, что в этом варианте на Рождество служится только одна Литургия, а не две, как это бывает в первом варианте. При этом мы видим, что предпочтение отдается именно более торжественной Литургии святителя Василия Великого.

Теперь же подробнее рассмотрим богослужения Сочельника.

1. Вечерня, малое повечерие, утреня

На практике в храмах эти службы совершаются вечером накануне Сочельника, то есть 5 января. Песнопения этих служб, как и песнопения предшествующих дней, содержат упоминания о самом событии Рождества Христова и о его значении для мировой истории. Отдельно выделим тропарь этого дня, который поется на этих службах и Царских часах:

Песнопения этих служб содержат упоминания о событии Рождества Христова и о его значении для мировой истории

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, / вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ».

В русском переводе[3] этот тропарь звучит так: «Записывалась некогда со старцем Иосифом, как (происходившим) из рода Давидова, в Вифлееме Мария, имея во чреве безсеменный плод; настало время рождения, а места не было совсем для жительства, но прекрасным дворцом оказалась для Царицы пещера; Христос рождается для возстановления ранее павшаго образа».

На малом повечерии, как уже было сказано выше, полагается исполнение канона, написанного по образцу канона Великой Субботы «Волною морскою». Первый тропарь звучит так:

«Господи Боже мой, / рождественное пение и предпразднственную песнь Тебе воспою, / рождением Твоим Божественным, возрождение дающему мне / и к первому мя благородию возводящу».

В русском переводе[4] этот тропарь звучит так: «Господи Боже мой! / Рождественское песнопение / и предпраздничную песнь воспою Тебе, / рождеством Своим божественным возрождение мне дающему / и к прежнему благородству меня возводящему».

По своему смыслу оригинальный канон передает тему новотворения человека, что актуально как в Великую Субботу, так и в этот день. Однако на практике, как уже было сказано выше, этот канон звучит в храмах не всегда.

Утреня, как и в предыдущие дни, содержит много замечательных умилительных песнопений, готовящих нас к празднику Рождества Христова.

Отдельно стоит сказать о том, когда Сочельник выпадает на воскресенье. В таком случае накануне совершается воскресное всенощное бдение, при этом больше стихир поется не воскресных, а посвященных празднику. Некоторые из них поются лишь один раз в несколько лет, только при совпадении Сочельника и воскресенья (как, например, особый воскресный канон, особые стихиры на стиховне вечерни и т. д.).

2. Великие (Царские) часы

С утра в Сочельник или накануне совершаются Великие часы, которые уподобляются часам Великой Пятницы и служатся только три раза в год в Великую Пятницу и в Сочельники Рождества и Богоявления (по поводу этих часов подробно говорится в статье: Царские часы Рождества Христова).

Если говорить кратко, то в течение 1, 3, 6, 9-го часов исполняются псалмы, содержащие пророчества о Рождении Мессии. Затем поются 12 тропарей (автором которых, возможно, был святитель Софроний Иерусалимский, VII век). По тематике все они говорят о празднике, о величии пришествия Христа на землю.

После тропарей идет блок из прокимна, паремии (из пророчеств о Рождении Мессии), апостольское чтение (подобранное под тематику дня) и Евангельское чтение про события, связанные с Рождеством. Заканчивается чтение часов по обычной схеме. После часов совершается изобразительны.

Собственно на этом службы самого Сочельника (Навечерия) заканчиваются и начинаются службы Рождества Христова. Как уже говорилось выше, первая их часть совершается на практике сразу же после Царских часов.

3. Великая вечерня Рождества Христова и Литургия святителя Василия Великого

Согласно указаниям устава, как уже было сказано выше, эта служба должна начинаться около 13 часов. На практике же вечерня начинается сразу же после окончания изобразительных.

Как и любая вечерня, начинается она чтением 103-го псалма «Благослови душе моя, Господа», затем идет мирная ектения. После этого исполняются праздничные стихиры авторства святителя Германа Константинопольского, написанные библейским стихотворным размером, который заключается в параллелизме мыслей:

«Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: / средостение градежа разрушися, / пламенное oружие плещи дает, / и Херувим отступает от древа жизни, / и аз райския пищи причащаюся, / от негоже произгнан бых преслушания ради; / неизменный бо образ Oтечь, / образ присносущия Eго, / зрак раба приемлет, / от Неискусобрачныя Матере прошед, / не преложение претерпев, / eже бо бе пребысть, Бог Сый истинен, / и eже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. / Тому возопиим: / рождейся от Девы Боже, помилуй нас».

В русском переводе[5] эта стихира звучит так:

«Придите, возрадуемся Господу,
Поведая настоящую тайну:
Разделяющая стена разрушена,
Огненный меч убегает,
Херувимы отступают от древа жизни.
И я опять получаю пищу из рая,
Из которого был некогда изгнан за непослушание.
Ибо неизменный образ Отца,
Начертание Его вечности,
Принимает вид раба,
Произойдя из безбрачной Матери,
Не подвергшись изменению,
Так как Он, чем был, тем и остался,
Будучи Богом истинным;
И, чем не был, то воспринял,
Став человеком по человеколюбию,
Ему воскликнем:
Рожденный от Девы Боже, помилуй нас».

В этой стихире вкратце излагается история человечества, но она уже исправлена: стена, отделяющая нас от рая, разрушена, мы вновь получаем из него пищу. И все это возможно только потому, что Иисус Христос, неизменный образ Отца, становится Человеком, так и оставшись Богом. Приведем еще одну стихиру:

История человечества уже исправлена: стена, отделяющая нас от рая, разрушена

«Что Тебе принесем, Христе, / яко явился eси на земли / яко Человек нас ради? / Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: / Ангели – пение; небеса – звезду; / волсви – дары; пастырие – чудо; / земля – вертеп; пустыня – ясли; / мы же – Матерь Деву. / Иже прежде век, Боже, помилуй нас».

В русском переводе[6] эта стихира звучит так: «Что принести Тебе, Христе,
За то, что Ты явился на земле как человек для нас.
Каждое из бывших Тобою творений
Приносит Тебе благодарность:
Ангелы – песнь,
Небо – звезду,
Волхвы – дары,
Пастыри – удивление,
Земля – пещеру,
Пустыня – ясли,
Мы же Мать Деву.
Предвечный Боже,
Помилуй нас».

В этой стихире мы спрашиваем Господа, что принести Ему за то, что Он стал Человеком на земле. И перечисляем, что каждое творение (ангелы, небо, земля, пустыня) принесло Ему, в конце же говорим, что мы приносим Ему Матерь Деву. Таким образом, Она стала даром, который человечество принесло Царю неба и земли.

Завершает цикл этих стихир стихира, во время которой совершается вход с преднесением светильника. Ее автором является Кассия, единственная женщина-песнописец IX века, которая чуть было не стала женой императора Феофила, но приняла иноческий постриг.

«Августу eдиноначальствующу на земли, / многоначалие человеков преста; / и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, / многобожие идолов упразднися, / под eдинем царством мирским гради быша, / и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. / Написашася людие повелением кесаревым, / написахомся, вернии, Именем Божества, / Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. / Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

В русском переводе[7] эта стихира звучит так:

«С единовластительством Августа на земле
Прекратилось многоначалие у людей.
С вочеловечением Твоим от Чистой
Упразднилось многобожие идолов.
Одному царству мирскому
Подчинились государства,
И в одно владычество Божества
Племена уверовали.
Переписаны народы
Указом кесаря,
Написаны мы, верные,
Именем Божества,
Именем Тебя, вочеловечившегося Бога нашего.
Велика Твоя милость,
Господи, слава Тебе».

Эта стихира построена на принципе параллелизма: с объединением государств под властью Римской империи прекратилось многовластие у людей, так и с вочеловечением Иисуса Христа прекратилось многобожие язычества. Как все подчинились одному государству на земле, так и все народы уверовали в одного Бога. Как состоялась перепись населения по указу кесаря, так и мы были переписаны именем Божества, именем Христа, приняв крещение и став записанными в книге жизни. Таким образом, в данной стихире замечательно обыгрываются политические условия, в которых состоялось пришествие Иисуса Христа, через которые до нас доносятся его духовные смыслы.

После совершения входа произносится прокимен, после которого читаются восемь паремий (отрывков из Ветхого Завета), в которых содержатся пророчества и указания на Рождество Христово. Это древнейшие элементы данной службы.

Первая паремия (Быт. 1: 1–13) о сотворении мира читается на вечерне Рождества, Богоявления и Великой Субботы. Она напоминает о том, с чего все началось, а также о том, что Рождество Христово стало новотворением человека.

Вторая паремия из книги Чисел (Числ. 24: 4–9, 17–18) содержат благословения волхва Валаама, который должен был произнести проклятия на израильский народ, но вместо этого благословил их, а также сказал, что возсияет звезда от Иакова и востанет человек от Израиля (Числ. 24: 17), что является мессианским пророчеством.

В третьей паремии из книги пророка Михея (Мих. 4: 6 – 8; 5: 2 – 8) говорится о том, что Вифлеем, хотя и мал, но из него произойдет Тот, Кому должно быть Князем в Израиле, и происхождение Его из начала, от дней вечных (Мих. 5: 2).

После этой паремии, как и в Великую Субботу, открываются Царские врата и исполняются специальные тропари со стихами 86-го псалма «Основания его на горах святых». При этом чтец произносит тропарь в начале и в конце, а потом произносит стихи с окончанием тропаря, а хор заканчивает: «С нимиже помилуй нас». После окончания такой праздничной вставки врата закрываются и продолжается чтение паремий.

Четвертая паремия из книги пророка Исаии (Ис. 11: 1–10) говорит о Мессии как об отрасли от корня Иессея.

Пятая паремия из книги пророка Варуха (Вар. 3: 36–4: 4) говорит о том, что это – Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. Изобрел Он всякий путь познания <...> После (же) того Он на земле явился и обитал среди людей (Вар. 3: 36–38).

Шестая паремия из книги пророка Даниила (Дан. 2: 31–36, 44–45) содержит объяснение сна Навуходоносора пророком Даниилом. Виденный им камень, который отделился от горы и поразил истукана, толкуется как Христос, Который разрушил мировую империю зла и преобразил этот мир.

После этой паремии вновь открываются Царские врата и исполняются особые тропари со стихами 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Исполняется это так же, как и после третьей паремии, только хор припевает: «Жизнодавче, слава Тебе».

Далее чтение паремий продолжается, и читается седьмая паремия из книги пророка Исаии (Ис. 9: 6–7) о рождении Царственного Отрока.

Наконец, восьмая паремия взята также из книги пророка Исаии (Ис. 7: 10–16; 8: 1–4, 8–10). В ней содержится пророчество о рождении Эммануила от Девы: вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (Ис. 7: 14). Завершается эта паремия радостным восклицанием: «С нами Бог!».

После этого открываются Царские врата, произносится малая ектения, и пением «Святый Боже» вечерня переходит в Литургию святителя Василия Великого.

4. Славление

По окончании Литургии выносится зажженная свеча, перед которой духовенство и хор поют тропарь и кондак самого праздника Рождества: «Рождество Твое Христе Боже наш» и «Дева днесь Пресущественнаго раждает». В данном случае свеча символизирует собой Вифлеемскую звезду. Кроме того, есть такое выражение, которое отражает уставную практику, – в Сочельник не едят до первой звезды.

Действительно, как уже говорилось выше, Сочельник предполагает, что всю первую половину дня мы не едим, так как вечерня с Литургией начинаются только около 13 часов, а когда Литургия закончится, около 15 часов, то как раз скоро уже взойдут первые звезды. Но ввиду того, что служба у нас заканчивается раньше, то можно ориентироваться именно на свечу как на «звезду», после которой можно вкушать вареную пищу с маслом и вином. Кроме того, само слово «Сочельник» происходит от слова «сочиво», что означает вареную пшеницу или рис с добавлением сухофруктов или каких-то еще постных сладостей.

Вечером же в Сочельник все собираются на праздничную всенощную, состоящую из великого повечерия, литии и утрени.

Список использованной литературы:

  1. Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения правосл. кафолической восточной Церкви. СПб., 1846; 1996.
  2. Кашкин А. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Учеб. пособие / Саратовская Православная Духовная Семинария. Саратов, 2017.
  3. Скабалланович М. Христианские праздники: всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Книга 4. Рождество Христово. Киев, 1916.
  4. Шиманский Г. И. Литургика. М., 2002.

[1] Обычно у двунадесятых праздников есть только один день предпразднства. Четыре дня предпразднства имеет праздник Богоявления (Крещения Господня). Почему же выделяются эти два праздника? В первую очередь из-за своей значимости, а также из-за того, что в древней Церкви Рождество и Крещение Господа в Иордане праздновались в один день – 6 января. Со временем (уже с середины-конца IV века) эти праздники разделяются: Рождество перемещается на 25 декабря, а Крещение Господне осталось 6 января.

[2] Каноны, состоящие из трех или двух (соответственно), а не девяти (восьми) песней.

[3] Русский перевод М. Н. Скабаллановича.

[4] Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота).

[5] Русский перевод М. Н. Скабаллановича.

[6]Русский перевод М. Н. Скабаллановича.

[7] Русский перевод М. Н. Скабаллановича.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить